You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Портрет Т.К. Доможиловой

Количество голосов: 0
Количество просмотров: 38
добавить в избранное удалить из избранного
В избранном: 0


*Информация получена из интернета и размещена в ознакомительных целях.
Источник: https://my.tretyakov.ru/app/

Портрет относится к удачно найденному художником жанру изображений сибирских красавиц в традиционной одежде. Для таких работ Сурикову позировали его красноярские знакомые и родственницы. Художник стремился передать индивидуальность их облика и вместе с тем увидеть в них вневременное женское начало, проступающее сквозь приметы патриархального быта. Среди близких по времени создания и мотиву – полотно «Сибирская красавица» (1891, Третьяковская галерея), для которого позировала красноярская учительница.

Татьяна Доможилова – племянница художника, дочь его сводной старшей сестры Елизаветы, наставницы-попечительницы приходской школы, от брака с Капитоном Доможиловым, священником Спасской церкви села Чадобское Красноярского уезда.

Годы жизни Татьяны Доможиловой неизвестны. В 1889 году после окончания женской гимназии она стала преподавательницей арифметики в Красноярском епархиальном женском училище, где служила и в начале 1900-х годов, оставаясь незамужней. После смерти жены Суриков в 1889 году уехал в Красноярск, где провел больше года. Работая здесь над картиной «Взятие снежного городка» (Русский музей), он попросил племянницу Татьяну позировать для фигуры женщины с косой, сидящей в санях спиной к зрителю. Художника и модель связывали теплые родственные отношения. Вернувшись в Москву, Суриков писал в одном из сентябрьских писем к матери и брату: «Тане посылаем поклон», имея в виду Доможилову. В июне 1891 года Суриков снова приехал к родным в Красноярск, где пробыл до начала августа. Здесь он создавал этюды для картины «Покорение Сибири Ермаком», а также написал этот портрет.

Суриков исполнил и другие портреты Доможиловой, однако их местонахождение неизвестно. Своеобразие портрета связано с головным убором модели, включающим редко изображаемый элемент костюма – москитную сетку, опущенную на лицо. Одно из названий картины – «Девушка в сетке». Крупные правильные черты лица модели напоминают ее фотографию в гимназические годы (дом-музей В.И. Сурикова в Красноярске). Однако на полотне Сурикова Доможилова предстает естественной и оживленной, вероятно, погруженной в непринужденную беседу с художником.

Постепенно, по мере вглядывания в портрет, внимание зрителя привлекают орнаменты костюма модели. Беглая широкая кисть художника, уверенно отображающая складки тканей и холодные рефлексы, любовно воссоздает крупные цветы-розаны, спрятанные сеткой. Очертания светлого капюшона, пелерины и вуали, прикрепленной к ней, отчасти похожи на покрытые головы мадонн в европейской живописи, хорошо знакомых художнику. Светлый нейтральный фон композиции, фигура, взятая в некрупном масштабе, придают образу молодой учительницы возвышенный, надмирный характер.



*Информация получена из интернета и размещена в ознакомительных целях.
Источник: https://my.tretyakov.ru/app/

Комментарии ()

    Чтобы оставлять комментарии, нужно авторизоваться